Forum

Пожалуйста чтобы создавать сообщения и темы.

Духовная практика

Моя практика раджа-йоги продолжается без малого 30 лет и включает в себя следующие разделы:

карма-йога - творческий труд, списание грехов

джнана-йога - познание, работа с первоисточниками, философия, психология

хатха-йога - физическое совершенствование

бхакти-йога - любовь, преданность

буддхи-йога - концентрация, медитация, самадхи

Поговорим о самом простом - Хатха. Физическое совершенствование. Термин хатха следует понимать более широко, чем сейчас принято. Это развитие физической культуры и спорта, закаливание, гигиена, профилактика болезней, физический труд, туризм, посты-голодания, купания и обливания. Термин асана следует понимать как упражнение. Любые упражнения из разных видов спорта хороши - выбирай на вкус. Это может быть кунг-фу, пауэрлифтинг, лыжи, футбол, фитнес и т.д.

Это должно быть развито на государственном уровне. Сегодня в развитых странах это активно развивается. В Китае и США, Южной Корее и Японии, Скандинавии. Было это развито в древнем мире - Древняя Греция, Китай. В советской идеологии этому уделялось большое внимание. Журналы на эту тему были  - Физкультура и спорт, Спортивная жизнь России, Здоровье. Строились ДЮСШ, стадионы, было ГТО, наши спортсмены на Олимпиадах и чемпионатах мира завоевывали призовые места. Была развита профилактическая медицина, строились санатории, пансионаты, профилактории.

Моя статья на эту тему из журнала Физкультура и спорт:

Ау и нет бородавок

Расскажу, как с помощью очистительной дыхательной гимнастики йогов освободился от бородавок на руках.
Сначала я делал так: несколько раз глубоко вдыхал полной грудью, а затем резко выдыхал через ноздри - для прочищения носа.
После этого переходил к мантрам: делал глубокий полный вдох, а выдыхал со звуком "а". И так 3 раза. Потом выдыхал со звуками "у", "м" и "а-у-м" - тоже 3 раза.
Бородавки сначала перестали расти, а затем заменились здоровой чистой кожей. Через 3 месяца их не стало, а было много на пальцах рук, собирался даже к врачам идти за помощью.

Пользуюсь я и таким способом дыхания: вдох - через левую ноздрю, задержка, выдох - через правую ноздрю, потом наоборот. И так 4 раза. После этого медитирую. Хорошо!

Я веду здоровый образ жизни. Занимаюсь йогой. Вот уже 8 лет изучаю труд Патанджали "Йога-сутра".
Купаюсь круглый год в реке. Один день в неделю ничего не ем и не пью, а один раз в год голодаю в течение 7 дней, причем два-три дня из них и не пью.
Соблюдаю православные посты. Иногда бегаю по утрам, занимаюсь гантелями, зимой катаюсь на лыжах, летом - на велосипеде.
Люблю париться в бане, после парилки бегу в прорубь или в снег. Это очень здорово. Зимой совершаю пробежки в одних шортах и в полукедах. Играю в футбол, настольный теннис.
Хожу на рыбалку. Изредка выбираюсь на несколько дней в лес, где живу один в лесной избушке на берегу озера.
Это тоже, на мой взгляд, является хорошим средством духовного совершенствования. Осенью собираю грибы, ягоды, катаюсь на байдарке по речке.

Всех, кто хочет стать русским йогом, ведет здоровый образ жизни, изучает духовную литературу, приглашаю к переписке.

В 1990 я начал делать посты-голодания и купаться в холодной воде. Продолжаю эту практику до сих пор. Сначала делать голодание один раз в неделю - пил только сок. Потом перешел на сухое. 36 часов ничего не есть, не пить. Как это описано в Детке Порфирия Иванова. https://www.litmir.me/br/?b=225027&p=1

Делал голодания и по 5 дней, и по 10, хотя чаще всего раз в неделю.

Купаюсь круглый год, когда есть возможность, водоем. Бегаю из парилки купаться в снег или в прорубь. Купаюсь в ледоход и Крещение.

Большое внимаеие уделяю бане. Парюсь 4 раза. Сначала захожу в парилку греться, без веника. В сухом жару. Потом парюсь максимально веником, для Духа. Бегу в снег или в речку, прорубь. Потом парюсь для души, в умеренном жару. Обливаюсь обычной водой или выхожу посидеть на улицу. И наконец,,захожу опять просто погреться, полежать немного на полке.

Каждый год для бани заготавливаю березовые веники.

Профилактика болезней. Использую различные травы. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.

Езжу в горы. на море.

Джнана

Философское образование началось с «Материализма и эмпириокритицизма» Ленина на втором курсе института. Тогда в ноябре 80 года произошел интеллектуальный скачок в науку и философию. Мое увлечение молекулярной биологией было эмоционально даже ярче, чем потом через 8 лет скачок в йогу, тоже, кстати, в ноябре. Наука и философия с той поры идут со мной вместе, правда, сейчас они слились в одно – раджа-йогу. Стал заниматься наукой в лаборатории. На старших курсах увлекся И.Кантом. На 5 курсе начал изучать Платона и увлекался математикой. Произвела большое впечатление книга Диогена Лаэртского: «О жизни, учениях и изречениях древних философов». Затем год работы на Севере в глуши. Этот год я посвятил классической литературе. Прочитал много книг, ибо в сельской библиотеке классики было навалом. В институте из-за увлечения наукой худ. литературы читал мало. На старших курсах читал Достоевского и ходил на концерты классической музыки. После года практической работы поступил в аспирантуру. Здесь опять была философия, и я написал реферат по философии Платона, который был отмечен как один из лучших. Затем армия, которая было по сути дела практикой карма-йоги. Было списано много грехов. В стране шла перестройка. Было романтичное время. В то время мое внимание привлекли работы Карла Ясперса и Эриха Фромма, многие из которых я читал с английского. Их я изучал ровно 9 месяцев, а затем перешел на йогу. До сих пор труды Ясперса и Фромма актуальны. Даже, можно сказать, что основным методом на пути к Богу стало экзистенциальное общение Карла Ясперса. С ноября 1988 года я в йоге. Сначала была «Йога-сутра» в комментариях Раджниша – «Йога – альфа и омега». Все книги я тогда читал на английском. Русских переводов еще не было. Большинство книг тогда было только что рассекречено из спецхранов библиотек, а начал их читать еще даже в спецхранах, т.к. у меня был доступ, (научная тема была под грифом ДСП). В 1989 познакомился с работами Йогананды, который стал как бы моим учителем по книгам. Можно сказать, что последнюю книгу в жизни я прочитал в конце 1989 ( это была: «Жизнь среди гималайских йогов» Свами Рамы на английском языке). Она произвела на меня большое впечатление. С той поры я книг не читаю. Только отдельные абзацы Писаний и статьи из газет. В 90-м ходил на занятия Брахмакумарис, записал их Мурли. С 1991 года живу и работаю на Севере, на своей родине. Изредка пользуюсь лекциями Йогананды, в основном, последним томом. Главными книгами теперь стали сама жизнь и души людей. Хотя, конечно, основным руководством в жизни является «Йога-сутра» Патанжали.

 

Карма

Глава из моей книги

Карма – йога

«Любите врагов ваших»

Матф. 5:14

Это метод поведения человека, образ жизни, при котором можно быстро достичь духовных результатов. Следует как можно меньше делать новые грехи и списывать старые. Необходимо ликвидировать грехи не только этой, но и прошлых жизней. Жизнь при этом становится полной трудностей и страданий. Требуется соблюдение заповедей, то есть выполнение морального кодекса, о чем было сказано выше, работать без привязанности к результатам собственного труда, выполнение своего долга перед обществом, семьей. Каждый должен заниматься своим делом, чтобы принести максимальную пользу стране, родине, своим близким, делать добрые дела, помогать другим. Синоним кармы – работа. «На человека труд наложен» - гласит старая русская пословица.

Закон кармы выражается пословицей: «Что посеешь – то и пожнешь» или словами Библии: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»/ Римл.12:19/. Действие закона Кармы прекрасно показано в Евангелии от Луки/19:37-40/, где Иисус сказал, что если ученики замолкнут, то камни возопиют, то есть если есть причина, то обязательно будет следствие. Закон Кармы – это закон причинно-следственных отношений. Если человек совершил грех/преступление/, то его неминуемо ждет страдание как наказание за это преступление. Пушкин А.С. говорил:»Есть Божий суд,…он ждет, он недоступен звону злата, и мысли, и дела он знает наперед». Хотя часто проходит большое время между совершением греха и страданием за этот грех. Это зависит от чистоты души: чем чище душа, тем быстрее происходит наказание. Поэтому только святые могут наблюдать закон кармы в действии, другие же люди не видят этой справедливости.  Закон кармы можно назвать законом космической справедливости. Если нет грехов, не будет и страданий. Так что страданиям рано или поздно приходит конец. Все зависит от самого человека. Ему самому исправлять то, что он натворил в этой и предыдущих жизнях.

Списывание грехов идет в основном в переживании страданий в идее боли, болезней, обнищании, унижении, внешней агрессии. Боль бывает психологической в переживании различных несчастий, бед; эмоциональной в виде огорчений и физической в виде различных болезней. Настоящими причинами болезней являются моральные ошибки, грехи, а то, что считается в медицине как причины болезней, является на самом деле следствиями. Невысокий социальный статус, униженное положение, низкое финансово-экономическое состояние, обнищание, нестабильные отношения с окружающими людьми, отсутствие гармонии на работе и дома, ограничение свободы, неисполнение желаний, скука – все это страдания, которые необходимо пережить, чтобы очиститься.

Иисус много говорит о карма-йоге. Это и «Господи, прости их, ибо не ведают, что творят; ударят по щеке – подставь другую; не противься злому; кто хочет взять рубаху – отдай ему; мирись с братом; иди поприще, если тебя принуждают» и другие высказывания. То, что страдания носят временный характер Иисус говорит: « Вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет./Иоанн. 12:16/. «Претерпевший же до конца – спасется»/Матф. 24:13/. «Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную»/Иоанн.12:15/.

Много уделяет внимания карма-йоге и Бхагават-Гита. «Человеку не следует отказываться от деятельности, порожденной его природой»/18:48/. Кришна требует заниматься своим делом, исполнять свои обязанности. Важную роль играет благотворительность, помощь другим, « отречение от плодов своего труда, ибо через такое отречение можно достичь спокойствия ума»/12:12/.

Параллельно практике карма-йоги идет практика раджа-йоги – медитация, любовь, преданность Богу. Бог помогает пережить страдания и ученик йоги, таким образом находится в более выгодном положении, чем другие люди.

Глава из моей книги "Современная йога":

Духовное  воспитание

   Система духовного воспитания неразрывно связана с духовным путем. А Путь указан в источниках: «Йога-сутре», «Бхагават-Гите» и Новом Завете, Дхаммападе и других. Сам Путь можно разделить на периоды: подготовительный, собственно путь, который заканчивается Самадхи, Просветлением, Крещением Духом Святым и период закрепления в Царстве Божием – путь от достижения Самадхи до Нирваны или жизнь Христа от Крещения Духом до Вознесения.

Подготовительный период. До того как ученик познал духовные истины и был инициирован Святым Духом он стремится к самосовершенствованию. «Будьте совершенны как Отец ваш небесный» - главный лозунг эволюции человека. Совершенствование включает в себя физическое, интеллектуальное, эстетическое, этическое, психоэнергетическое, то есть всестороннее и гармоничное развитие личности.

Физическое развитие предполагает занятия физической культурой и спортом, закаливанием и туризмом. Человек должен следить за своим телесным здоровьем, ибо тело – это храм души.

Интеллектуальное развитие – это образование, изучение философии, психологии, чтение художественной литературы, особенно классики, занятия научными исследованиями, постижение всей мудрости жизни. Необходимо впитать всю культуру, которую выработало человечество.

Эстетическое развитие – это воспитание красотой, прекрасным через общение с природой, искусством. Разбираться в живописи, любить поэзию, понимать и наслаждаться классической музыкой, самому участвовать в творении прекрасного – все это необходимо для ученика. Любовь на этом этапе также можно отнести к эстетическому развитию. Незабываемая пора первой любви, что может быть прекрасней! Отсюда начинается психоэнергетическое развитие в сторону концентрации, медитации и созерцания, развитие любви сердца и состояния влюбленности.

Этическое развитие включает в себя взращивание добродетелей, культуру речи, выполнение морального кодекса, стремление к абсолютной дружбе и умению быть другом, ибо дружба основана на соблюдении заповедей. Рассмотрим основные добродетели, известные нам.

Главные добродетели – это Вера, Надежда, Любовь. Вера – основная добродетель, ибо от нее зависит очень многое. Нужна философская вера, основанная на знаниях и собственном опыте. И самое главное, нужны люди, которые добились духовных побед, то есть достигли Самадхи; духовные авторитеты, которые победили зло, страдания, достигли идеалов счастья и свободы, Царства Божия. Именно они являются главными Учителями. Если их сейчас нет, то их заменяют книги про них. Будда, Христос, Кришна, великие йоги и святые всех времен и народов являются примером для нас.

Надежда – исходит из Веры. Мы знаем, что можно достигнуть прекращения страданий, победить зло, достигнуть Царства Божия, счастья, свободы, если будем следовать по Пути, который указали великие Учителя.

Любовь является фонарем, источником света на этом Пути к свободе, счастью, вечной жизни. Источник, который не должен угасать в нас.

Часто в числе главных добродетелей указывают еще Софию – мудрость, знание, философский поиск абсолютной истины. Знание – это путеводная нить на духовном Пути. «Познаете Истину и Истина сделает вас свободными» - говорил Иисус. В результате медитации развивается интуиция. Интуитивное знание постепенно развивается до полного всезнания, познания истины о Боге, Душе.

Вот примерный список добродетелей, которые необходимо развивать/взращивать/ ученику. В первую очередь – это ответственность за свои слова, поступки, обещания; чувство собственного достоинства, рассудительность, благочестие, милосердие, трудолюбие, терпение, терпимость, настойчивость, аккуратность, решительность, гибкость/приспособляемость/, правдивость/честность, искренность/, щедрость, простота, смирение, бесстрашие/смелость/, неутомимость, благородство, уважительность, общительность /сотрудничество/,скромность, дисциплинированность.

Остановимся  на некоторых из них. Благочестие – истинное богопочитание, благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле, соблюдение предписаний религии. Противоположность – безверие, аморальность.

Милосердие – готовность помочь другому или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия. Противоположность – эгоизм, мстительность.

Благородство - высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честью.

Аккуратность. Аккуратный человек – любящий точность, порядок, бережливый.

Смелость / бесстрашие/ необходима на духовном пути. Без этой добродетели не достичь Царства Божия. Должен быть только страх Божий в виде благочестия, боязни совершить грех.

Терпение также очень важно на пути. «Претерпевший все – спасется» - говорил Иисус.

Терпимость – есть уважение прав другого, признание инакомыслия.

Трудолюбие – уметь работать и не бояться никакого труда. Нужно много потрудиться, прежде чем достигнешь духовных побед. Весь Путь – это сплошной труд: физический, умственный, нравственный. «Не позволяй душе лениться» - говорил классик.

Дисциплина необходима. Без дисциплины ничего не достичь.

В Древней Греции мудрецы соревновались в добродетелях, а В.И.Даль говорил: «Совершенствоваться значит исправляться, улучшаться, изменяться к лучшему, достигать высшего качества».

Собственно Путь основан на двух основных заповедях Христа: возлюби Бога и возлюби ближнего. Первая заповедь включает в себя методы раджа-йоги /психоэнергетическое развитие/, вторая – карма-йогу. О любви, медитации и карма-йоге было сказано выше. Путь начинается с инициации ученика, знакомства его со Святым Духом – «Вышел сеятель сеять»/Матф.13:3/. Духовное семя – это частичка Бога, Блаженство. Иногда проходит длительный период, пока ученик начнет понимать духовное знание. После этого начнется осознанный путь к Царству Божию, Спасению. Путь трудный, опасный, похожий на войну, битву со своим несовершенством. Это путь по лезвию бритвы. Трудно достичь победы. «Узок путь к Спасению, широки врата, ведущие в погибель» - говорил Иисус. То же самое говорит Кришна в Бхагават-Гите: «Из многих тысяч людей может быть один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня»/7:3/. «Оружием знания победи сомнения, родившиеся в твоем сердце от неведения, вооружившись йогой, поднимись и сражайся»/4:42/.

«Царство Божие внутри нас» /Лука17:21/ и его достижение есть психологическое состояние. Это состояние Самадхи описывает текст Бхагават-Гиты: « Он всегда пребывает в трансе, черпая блаженство внутри себя…наслаждается беспредельным счастьем» Состояние Просветления – «Когда человека озаряет знание, разрушающее неведение, оно открывает ему все, подобно тому, как днем все освещается солнцем»/5:16, 5:21, 6:20-23/.

Бхагават-Гита дает нам самый быстрый метод для достижения Царства Божия – преданное служение. Это означает деятельную любовь к Богу. Примером такой деятельности являются апостолы Петр, Иоанн, Мария Магдалина и другие апостолы, евангелисты и ученики Христа. Преданное служение – это творческое развитие методов раджа и карма-йоги.

Если нет просветленного Учителя, ученик опирается на знания из книг, на знания, полученные из медитации, на свой духовный опыт и помощь Бога.

Учитель помогает ученику на Пути. Их отношения основаны на доверии и абсолютной дружбе. «Нет больше той любви, чем отдать жизнь за друзей своих» - говорил Иисус.

Существует в буддизме прибежище /ценности/ для ученика: Будда, Дхарма, Сангха. Это психолгически касается всех вообще духовных учеников. Будда – это наличие просветленного Учителя, достигшего Самадхи, через которого проявляется Бог. В узком смысле любой человек, через которого проявляется вибрация Бога звук Ом. Это личность, которую можно любить и которая является объектом медитации. Дхарма – высокая нравственность. Сангха  - община, где есть богоподобный человек. Именно это имел в виду Иисус, когда говорил: «Я построю церковь». Процесс достижения Самадхи должен идти у учеников постоянно и если этого нет, то такая община /церковь/ просто умрет. Иисус постарался, чтобы и ученики достигли Самадхи. «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе» /Марк 9:11/. Рост ученика от инициации до Самадхи хорошо показано на примере притчи о сеятеле /Матф. 13:24,31,33,44,45/.

Период закрепления в Царстве Божием на примере Иисуса – это жизнь от Крещения у Иордана до Вознесения. Все, кто достиг Самадхи, посвящают все свое время до ухода в Нирвану духовной пропаганде, воспитанию учеников, борьбе за освобождение человечества.