Forum

Пожалуйста чтобы создавать сообщения и темы.

Изучаем Йога-сутру Патанжали

НазадСтраница 3 из 3

Сутра IV:32

При достижении самадхи заканчивается ход развития гун, их цель осуществлена

тата критартханам паринама-крама-самартир гунанам

тата – тогда (в состоянии "дождевого облака знания")
критартханам – исполнивших свое назначение (в отношении индивидуума)
гунанам – космических сил
самарти – прекращение
паринама – последовательных
крама – изменений

Понятие гун – одно из основных в философии йоги и самхья. Они характеризуют материю, отношения духа(Пуруши) с окружающей действительностью. Гуны – буквально, веревки, ограничения. См сутру IV:13.

Гуны меняются от тамаса через раджас к саттве. Какой у человека уровень сознания, такая же гуна оказывает на него воздействие. Для тамаса характерен низкий уровень жизни, обилие страданий, низкий интеллект. Преобладал в средневековье, в кали-югу. Раджас характерен для демократического общества, двапары-юги. Саттва преобладает в Золотом веке. Тамас окружает агрессивная среда, саттву – добрая, раджас – смешанная. Йог выходит за пределы гун, не они на него воздействуют, а он на них. Это дает огромную свободу. «Тот, кто побеждает, - ему Я дам сесть со Мной на Моем престоле, как и Я победил и сел с Моим Отцом на Его престоле» - Откр 3:21

Сутра IV:33

Последовательный ряд трансформаций – это непрерывная череда моментов, которые распознаются как отдельные только на последней стадии эволюционной трансформации

кшана-пратийоги паринамапаранта-нирграхья крама

крама – последовательный ряд (трансформаций)

пратийога – (есть) непрерываемая череда

кшана – моментов

нирграхья – которые познаются как отдельные

апаранта – на последней стадии

паринама – эволюционного изменения

Сутра подводит итог практически всего сказанного в труде Патанжали. Цель йоги – остановить колесо сансары, достичь прекращения рождений, достичь абсолютной свободы и счастья. Гуны, вся материя служит Духу для осуществления человеком высших целей – сутра 24 4-ой книги. И когда задача выполнена, то инструменты, средства становятся не нужны. Точно такой процесс мы наблюдаем со всеми вещами, всеми структурами, все служит инструментом для чего-то. Йог выходит за пределы гун, материя становится больше не нужна, душа как инструмент познания и жизнедеятельности больше не нужна, остается один чистый, голый Дух-Пуруша – всегда счастливый, всемогущий, свободный, всезнающий.

По этой сутре можно написать книги: Диалектика духовного развития человека, Последняя жизнь.

Сутра IV:34

Абсолютное освобождение есть полное свертывание гун, более не являющихся объектом для Пуруши; оно же – энергия сознания, пребывающая в самой себе

пурушартха-шуньям гунанам пратипрасава кайвальям сва-рупа-пратиштхй ва чити-шактер ити

кайвальям – абсолютная свобода

гунанам – космических сил

шуньям – лишенных (действий)

артха – ради

пуруша – "я", индивидуальной души

пратипрасава – возвращение к своей исходной форме

ва – или

шактер – энергии

чити – пуруши

пратиштха – утвержденность

сва – (в) своей собственной

рупа – природе

ити – так

«Полное свертывание  гун, которые представляют собой [цепь] причин и следствий, выполнивших [свою функцию – служить] опыту и освобождению Пуруши, и [потому более] не существуют для него в качестве объекта, – это и есть абсолютное освобождение. Энергия сознания Пуруши [в этом случае] полностью обособлена, то есть пребывает в самой себе из-за отсутствия связи с саттвой разума. Ее вечное сохранение именно в таком состоянии и есть абсолютное освобождение.» - краткий комментарий Вьясы.

«Растворение гун в их источнике, когда уже ничего не остается для достижения, есть освобождение, раскрытие силы Я, основание красоты Я.
Все сомнения рассеяны, проблема жизни решена, йог достигает цели, становится свободным, свободным навеки» – комментарий Шри Пурохит Свами.

Последние пять сутр (34-38) посвящены достижению вечной жизни в Нирване и основаны на безсеменном самадхи см. Сутры 18, 47,51 первой книги, 56 третьей.

Интеллект, зацикленный сам на себя. Пратипрасава – инволюция гун, возвращение их в состояние первопричины – пракрити.

Хороший развернутый комментарий сутры у Мишры. Добавлю, что бессеменное самадхи не достигается в один момент, требуются годы медитаций и чем выше духовная практика, тем больше времени ум в состоянии пустоты, отсутствия мышления, ниргуна-пуруши. Согласно диалектике количество медитаций переходит в качество.

Сутра IV:35

Кайвалия и Нирвана идентичны

кайвалья-нирванайо пурнаикьям

пурна – (имеет место) полная

аикьям – тождественность

кайвалья-нирванайох – кайвальи и нирваны.

Привожу комментарий Мишры: «Кайвалья и нирвана – синонимы мокши, освобождения. Они указывают на два различных аспекта Высшей Реальности, Брахмана. Этимологически "нирвана" – это абсолютное прекращение действия космических сил, которые создают индивидуальность и такие ее следствия, как страдание, рождение и смерть; это прекращение потока индивидуальности (нир, "не" + ван, "течь"). Слово кайвалья происходит от кевала – "единственный, Один-без-другого". Кайвалья выявляет положительный, а нирвана – отрицательный аспект мокши (освобождения). Прекращение страдания невозможно без познания Пуруши, Брахмана; а отождествление с Высшей Реальностью, Пурушей, невозможно, если в субстанции разума продолжает оставаться мир относительности и дуализма. Одна сторона не может существовать без другой. Таким образом, имеется абсолютная тождественность кайвальи и нирваны».

В Новом завете Кайвалия – спасение, избавление, Нирвана – жизнь вечная. Древний праздник Пасхи как раз и означал Кайвалию – избавление. Вознесение Иисуса есть уход его в нирвану. Я уже писал ранее, что нирвана характеризуется бесконечным числом степеней свободы и нулевой энтропией. Полный порядок и гармония.

Связь с нирваной начинается с первых духовных шагов в медитации. Ручеек медитации переходит в реку глубокой медитации, далее в море самадхи и в океан нирваны. Истоком является самскара-чувство первой любви.

Сутра IV:36

Кайвалия есть качество, присущее Пуруше

кайвальям дхармам дхармина пурушасья

кайвальям – нирвана

дхармам – (есть) состояние или качество

дхармина – субстанции

пурушасья – Абсолютного Пуруши, Брахмана

Как свет есть неотъемлемое качество солнца, так и дхарма, закон, конституция Бога является неотъемлемым качеством Бога. «Где Дух господень там свобода» - сказал апостол Павел. «Где двое или трое собраны во имя мое..» - Иисус в Новом завете. Этой же мыслью заканчивается Бхагават-гита: «Где бы ни был Кришна, главный йог, и где бы ни был Арджуна, великий лучник, там всегда изобилие, победа, великая сила и нравственность» гл.18:78. Глава 10 посвящена качествам Бога.

Необходимым условием поддержания высокой нравственности и духовного развития является наличие живых духовных учителей. Нужны духовные кадры, несущие миру любовь, знания, свободу.

НазадСтраница 3 из 3