Forum

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Вокруг Байкала

Летом 2014 я совершил поход на велосипеде вокруг Байкала.

Время для похода выбрали июльское, когда на Байкале стоит теплый и малодождливый

сезон. С маршрутом пришлось поломать голову. Оказывается, вокруг Байкала на велосипеде

не проехать. Лишь на юге идет немного автомобильной трассына Читу и далее на дальний Вос-

ток, да еще на севере чуть рядом с БАМом. Остальное - горы, Баргузинский хребет и другие хреб-

ты. Но, оказывается, через Баргузинский хребет есть зимник, который используют экстремалы

со всего мира. Называется он "Стодесятый" по единственномукилометровому столбу "110" на

нем. Велосипедисты иногда по нему ездят. Вот и взяли за основу маршрут ребят 2012 года из

Барнаула.

Выехал 1 июля на поезде. Через Москву на Северобайкальск, это город на трассе БАМа. Мой

напарник позднее прилетел на самолете через Братск, а я ехал на поезде около четырех суток. У

него в этом году есть бесплатный проезд к месту отдыха, а у меня нет.

Вот и еду на поезде. Зато романтично! Всю Россию вдоль проехал.

Северобайкальск – город небольшой, зато чистый и уютный. Строили ленинградцы по

своему проекту. Остановился в гостинице - заказал заранее через Интернет. За два дня до этого здесь

отмечалось 40-летие БАМа. На следующее утро подъехал Иван. Закупили в городе продукты и в

путь.

фото Северобайкальск

Выехали 8 июля в 10 утра.
Едем вдоль Байкала, его северной оконечности. Пейзаж чем-то
напоминает Норвегию, как-будто вдоль фьорда едем. Пока асфальт. Но через 74 км асфальт
кончился, начался грейдер. К тому же стало жарко. Остановились у
небольшой речки, чтобы попить чаю. Грели на газовой горелке.
К вечеру добрались до конечной точки этого дня, к горячему источнику Дзелинда.
Всоветское время здесь располагался санаторий, а сейчас онразрушен. Тем не менее,
стараниями местной администрации источник немного обустроен.
Ездят купаться все желающие. Как было приятно посидеть в горячей воде с радоном. Говорят,
полезно для здоровья. Ночевали в палатке на полянке. Проехали за день 101 км.

фото Байкал северная часть

горячий источник

На следующий день также ехали вдоль БАМа и вдоль гор. Миновали небольшой город
Ангоя и к вечеру приехали в Новый Уоян. Здесь нам надо было запастись продуктами на
несколько дней. Ведь дальше мы поедем автономно, где не будет ни жилья, ни магазинов,
ни людей. Через пару километров свернули на дорогу на Кумору - горную деревню. Ночевали
около озера Бакканы. С удовольствием покупались в озере. Вечером сюда приезжают из
поселка местные жители на отдых икупание.
10 июля поехали дальше. В Кумору мы не стали заезжать - она в стороне, к тому же в горах.
На обед остановились у озера Иркана. Здесь также был горячий источник.
Днем наступил настоящий зной - явно за 30.
Миновали еще одну развилку на Кумору и далее пошел знаменитый "110" зимник. Теперь
нам в гору. Грязная дорога, комары, кусты, лужи. Поднялись до речки Срамной, переправились через брод.
Вода ледяная, аж ноги жжет. После второго брода остановились на ночлег. Кругом тишина: ни машин, ни людей.
Вспоминается разговор с одним водителем, когда ехали еще по трассе. Когда он узнал, что мы
направляемся на "110", то он предположил: "Наверное, с женами поссорились, жить надоело!".
"Нет, у нас такой поход," - сказали мы. "Ну, тогда это будет ваш последний поход, больше
не захотите по горам мотаться," - ответил он. За день прошли 74 км.
Готовили здесь на костре, благо дров было достаточно.

фото Озеро Иркана

Следующим днем переходили один брод за другим по речке Срамной. Затем перевал и речка Светлая.
Едем вдоль ней. Было жарко, остановились в красивом месте, чтобы искупаться. На камне скалы было написано "Сочи".
Но вода ледяная. Затем доехали до речки Намама и у разрушенного моста встретили местных рыбаков - их закинули сюда,
чтобы ловить хариуса. Попили у них чаю, сфотографировались. Рискнули пройти по разрушенному
мосту. Ночевали у речки. Прошли за день 50 км. За день нам встретился "Урал" - единственный
транспорт, который здесь ходит. Ехали геологи. И ближе к вечеру повстречали экстремалов на джипе из Белоруссии.
Они ехали нам навстречу.

фото 110 зимник

12 июля. Выехали в 8. Следует отметить, что ночи здесь довольно прохладные, хотя днем
под 30. Проехали два озера с теплой водой, в одном искупались. Пейзаж - красотища! На
горизонте возвышаются горы. И вот наш знаменитый "110" столб.
Сфотографировались. На неммного надписей, оставленных экстремалами. Длина зимника
155 км, значит, 45 мы по нему проехали, осталось еще 110.
Едем дальше. Стало мно- го луж, некоторые глубокие. Приходится велосипед обводить
сбоку. Неожиданно налетела туча, и пошел дождь. Укрылись под разрушенным железным
мостом. Стали греть чай на горелке. Тут к нам подъехали мужики на Урале - они нас обогнали в первый день пути - ехали за
скотом. Теперь возвращаются с телятами. Пока обедали, дождь кончился.
Далее пошел перевал Рухловского, поднимались все выше, почти до 1400 м. Во время
подъема встретили медведицу с двумя медвежатами. Они сразу убежали, увидев людей, хотя
медведица встала на задние лапы. А затем был продолжительный спуск к реке Баргузин.
Форсировали ее через брод. Вода по пояс, сильное течение и крупные камни под ногами. Чуть не унесло вместе с рюкзаком, шел босиком. Второй рейс с велосипедом делал уже в кроссовках. До реки планируют построить грунтовую дорогу, поэтому вскоре стала попадаться дорожная техника. Ночевали в горах у небольшой речки. Ночью была очень яркая луна - полнолуние, и к утру опустился густой туман, холодно, градуса 3-5.

фото столб 110

13 июля. Выехали в 9. Пришлось еще ремонтировать мой багажник - лопнула одна
трубка. Вставили штырь из проволоки. Обедали на реке Бирканур. После реки Ковыли дорога
стала лучше. Въехали в Джергинский заповедник. Поднялись на перевал Умхейский , высота более 1 км.
Отсюда прекрасный панорамный обзор. Даже Байкал можно вдалеке рассмотреть.
Потом спуск к реке Баргузин. Здесь нам уже вброд не переправиться - река стала болеемощной.
Договорились с егерем, и он перевез нас на резиновой лодке. По 500 р. с "носа".
Завернули на Умхейские источники. Нужно через висячий мостик перейти на остров.
Здесь частная база отдыха. Заправляет всем хозяйством семья армян. Договорились с ночлегом и ужином.
Искупались сначала в источнике, где вода под 50 градусов, а затем в озере, которое сформировалось из источника.
Здесь примерно градусов 36. Рядом течет холодная река Баргузин. Контраст просто в кайф. Здесь
много домиков - люди приезжают отдыхать и лечиться.
На следующий день нам пришлось уехать утром, так как планировалось отключение электроэнергии, хотя сначала мы
хотели отдохнуть до обеда. И получилось так, что не сделали там ни одной фотки. Оставили до завтра, а утром забыли сфоткать.
А место красивое. Высокие сосны, как в Карелии, река, источники.

фото Переправа через Баргузин

14 июля. Выехали с базы в 8.40. Через 20 минут приехали на грунтовую трассу, которая идет вдоль реки Баргузин.
Здесь мы решили ехать по левой стороне реки, хотя основная трасса идет по правой, через Курумкан.
Дело в том, что по левой сторон есть заброшенная еще со времен строительства БАМа грузовая асфальтовая дорога,
по ней не ездят, потому что не построены, а кое-где разрушены мосты.
А для экстремалов-велосипедистов, как мы, будет как раз. Доехали до моста через Баргузин,
перешли по нему на левый берег и поехали. Здесь до поселка Майский 24 км, но дорога идет
по лесу, причем разбитая и песчаная. К тому же наступила полуденная жара. А ближе к Майскому еще и горки начались.
Короче, были в мыле. В поселке закупили продуктов, пива, кефира. От поселка идет уже асфальтовая дорога.
Ради этого и перлись сюда.
Отъехали немного, расположились в тени, перекусили, разморило. Часик полежали. Но зато
потом мчались по асфальту и установили в тот день рекорд - проехали 125 км. Дорога почти
безлюдная, машины встречаются редко. На реке Гарга искупались, пообщались с местными
рыбаками. Они скептично отнеслись к нашему решению ехать по левому берегу.
Мол, здесь безлюдье, магазинов нет, одни степи без достопримечательностей.
Но мы твердо решили ехать именно здесь. И ничуть не пожалели. Мне этот участок очень
понравился. На горизонте слева и справа горы, кругом степь, напоминающая прерии Америки,
одинокие фермы, суслики, перебегающие дорогу и ощущение свободы. К вечеру примчались до
реки Аргада. Здесь есть недостроенный мост. Велосипедисты обычно ползут по нему. Но мы
нашли способ лучше. Ниже по течению метрах в трехстах есть брод. Переправились и стали на
ночлег на обрывистом берегу реки.

фото река Аргада

15 июля. Весь день ехали по степям. Было жарко и как только подъезжали к какой-нибудь
речке, то сразу бежали купаться. На обед заехали в деревню Душелан. С трудом отыскали магазин.
Перекусили в автобусной остановке. Никогда бы не подумал, что простая "Крем-сода" может быть такой вкусной.
Далее было купание в речке Улан-Бурге, реке Инна. Далее степи кончились, и мы въехали в лес.
Согрели чай на мосту через речку Кулубей. Лесная дорога была неплохая, но постепенно подъемы и спуски становились
все круче. Миновали речку Гусиху и остановились на ночлег. Ночью возле моей палатки кто-то фыркал.
Думаю, что это был соболь. Одного я видел днем, он перебегал дорогу. За этот день мы проехали 133 км.

16 июля. Это наш девятый день пути. Выехали в 10 утра.
Через час были у развилки трассы на Улан-Удэ. Въехали в город Усть-Баргузин. Ну и пылища здесь на улицах!
Как тут люди живут? Купили в магазине продукты, пошли в парк, перекусили.
Переехали через новый мост (открыт торжественно в ноябре 2013) на другую сторонуреки Баргузин,
и взяли курс в Забайкальский нацпарк. Купили билеты на один день. Долго ехали по разбитой грунтовке
вдоль косы в сторону Святого носа. Я думал вначале, что это старая грунтовка в таком плохом
состоянии. Оказалось, что это новая построенная дорога. Остановились искупаться в озере Байкал.
Вода холодная. Доехали до местечка Глинка. Местодля ночлега замечательное и
вода здесь теплая, хотя берег сильно каменистый. Ужин готовили на костре. За день проехали 57 км.

фото Байкал

17 июля. Выехали с Глинки в 8.40. Сначала дорога шла по лесу и была вполне комфортной. Встретили пешего русского туриста.
После поворота на Курбулик начались горки, крутые подъемы и спуски. Спуск с перевала был вообще экстрим - едешь лицом вниз. Благо тормоза дисковые - держат. В селе Курбулик купили продуктов, искупались. Далее наш путь лежал
по тропе. До бухты Окуневой еще более-менее нормально, но дальше началась "тропа испытаний". По лесу среди камней
и корней деревьев, с подъемами и спусками пешком ведешь велосипед с рюкзаком на багажнике. Плюс жара. Добрались
до бухты Крестовой, искупались. Прошли берегом по песку 2 км. Осталось пройти через бухту Змеиную.
Опять с теми же трудностями - по лесу, по камням, корням, горкам. Пришли к источникам лишь в 7 вечера. Тут нас
встретила госинспектор парка, записала. Предупредила, что палатки ставить нельзя. Пришлось ночевать на дебаркадере  за небольшую плату. Покупались в горячем источнике Змеевый.
Наша цель - уехать отсюда на остров Ольхон на попутных катерах. Но катера приходили только местные. Привозили людей купаться с Монахово. В этом году туристов меньше, как руских, так и западных, поэтому с Ольхона катера приходят редко. Мы решили подождать до следующего дня.
Ночью был сильный дождь. Повезло, что ночевали не в палатке. Утром сходили в плавучий ресторан. Погода стала пасмурной и прохладной после дождя. Подождали до вечера Катеров с Ольхона не дождались, поэтому решили ехать в Монахово. Один катер с бурятами согласился нас увезти туда.
Плыли часа полтора. Выгрузились и поехали обратно к косе.
Через 14 км на косе встали на ночлег. Ночью было холодно и штормило.
19 июля. Выехали в 8.30. Сначала пытались ехать по косе вдоль озера, поскольку это намного лучше, чем по разбитой
дороге. Но потом песок стал мягче, и пришлось перейти на дорогу. Миновали въезд в парк, снова заехали в Усть-Баргузин, перекусили в том же парке. Съездили на пристань, узнали расписание. Теплоход на Ольхон пойдет только во вторник, причем билет довольно дорогой. И тут мы решили изменить маршрут. Не ждать, а ехать в сторону Улан-Удэ, тем более что дорога идет большей частью вдоль Байкала.
Выехали на трассу. Здесь был положен новый асфальт. Искупались в одном каменистом месте в Байкале. В заливах вода теплая, но в самом озере, где глубоко, вода холодная. Но хороший асфальт быстро закончился, и опять пошла разбитая дорога. Заехали в святое место - "Нос осетра". Здесь встретили много автотуристов.
Также вдоль озера было много самостоятельных кемпингов - люди приезжают отдыхать. Встречаются и дома отдыха.
К вечеру, с 284-го км трассы, пошел хороший асфальт. Ночевали на берегу озера в палатке.
20 июля. Ехали по трассе в сторону Улан-Удэ. В воскресный день был довольно плотный траффик, что слегка
раздражало. Много машин, сплошной гул от них. Обедали в лесочке на полянке недалеко отдороги. Умудрился проколоть колесо веткой. Заменили камеру и поехали дальше. Вскоре встретили швейцарца, едущего нам навстречу на велосипеде.
Пообщались, сфоткались. Говорит, что едет из Китая на Байкал, а потом снова в Китай. В дороге уже два года. Бит - известный в мире путешественник.
Обменялись визитками. Зашел на его сайт - сейчас он в Филиппинах. Ночевали на берегу речки ниже села Айгыр. Здесь местные пастухи пасут коров и ловят в речке хариусов. Утром сфоткал пацана-пастуха на лошади. Раньше были совхозы, а теперь фермы частные. Ребята летом подрабатывают.
Ночью было холодно

фото Святое место Нос осетра

21 июля. Выехали в 8.30. Сначала ехали вдоль гор, а потом поднялись на высокий перевал. Потом пошел крутой спуск к городу Улан-Удэ. Въехали в город. Чай пили под мостом. Затем разыскали железнодорожный вокзал. Решили ехать на поезде до Иркутска, а там съездить еще в Листвянку на несколько дней.
Дата обратного билета в Москву из Иркутска - 26 июля. Билеты удалось взять только в купе. Поезд будет только в 10 вечера.
Съездили в город, покатались, посмотрели достопримечательности. Впечатлил памятник Ленину на главной площади,  он достоин книги рекордов Гиннеса. На вокзале к нам три раза подходили милиционеры. Мы были тронуты заботой о нашей безопасности.
22 июля. Утром прибыли в Иркутск. В купе была проблема разместить велосипеды. Мой расположился под столиком, а у Ивана запихали в багажный отсек наверху, правда, пришлось привязать веревкой, чтобы не свалился.
Собрали велики и двинули по трассе в Листвянку. Это 70 км пути. Дорога хотя и асфальтовая, но сильно пересеченный рельеф - едешь как по волнам шифера - подъем и спуск на каждом километре.
Запарились крутить педали. По дороге заехали в этнографический музей "Тальцы". Напоминает Малые Карелы в Архангельске. Только дома сибирских крестьян намного меньше, чем дома поморов. Было солнечно и жарко, поэтому ходить под палящим солнцем не очень комфортно. В Листвянке устроились в кемпинг "Деревенька". Не очень дорого и нас вполне устраивало.
Поставили свои палатки. В Листвянке хорошо развит туристический бизнес: много магазинов, кафе, отелей. Цены довольно высокие. Несмотря на жаркую погоду желающих искупаться немного. Вода холодная. Здесь вытекает Ангара и озеро довольно глубокое,  вода плохо прогревается. Вид на озеро просто замечательный, что и привлекает сюда многочисленных туристов.
23 и 24 июля отдыхали в Листвянке, загорали, немного купались. Хотели съездить на экскурсию на катере, но из-зашторма планы изменились.
25 июля. Сходили в пеший поход по Большой байкальской тропе до деревни Большие Коты.
Тропа сначала идет через перевал, потом спускается к Байкалу и идет вдоль берега, порой повысокому обрыву. Протяженность до Котов чуть больше 20 км. Мы шли до деревни 6 часов, начинался небольшой дождь. Поели в магазине, погуляли. Здесь много иностранцев.
Сама же деревня не очень благоустроена, туристической инфраструктуры нет. Уехали обратно на Комете в 6 вечера. Ехать то минут 20 всего, а мы шли 6 часов. Вечером договорились с такси - мини-вэном о поездке до аэропорта Иркутска. В автобусе не очень удобно везти велосипеды, к тому же аэропорт находится в стороне от основной трассы.
26 июля. Доехали на машине до города. Проводил в аэропорту Ивана, а сам поехал колесить по городу - поезд у меня только вечером. Иркутск произвел неплохое впечатление. Стояла солнечная погода. Покатался по Набережной, съездил наэкскурсию на теплоходе по Ангаре (меня пустили вместе с велосипедом). Вечером на вокзале разобрал велик и сел в поезд на Москву. 30 июля был в Москве, а 1 августа прибыл в Архангельск. Итого поход занял у меня ровно месяц.
Впечатления от похода самые хорошие. Он был и экстремальным, и оздоровительным одновременно. Горный воздух,
кедры, пихта в горах, горячие источники, озеро Байкал, преодоление 110-го зимника и тропы в бухту Змеиная, масса впечатлений и фотографий,
новых знакомых. С погодой нам также повезло, хотя и жарко порой бывало. В итоге прошли 1100 км на велосипедах.
Побывали в двух заповедниках и двух национальных парках, четырех горячих источниках с радоном.
За время велосипедного похода по технической части у меня было 2 прокола и 3 раза ломался багажник.
Местные жители относились к нам доброжелательно, правда, порой со скепсисом к нашему маршруту.
Это я про экстрим зимника, тропу на Змеиную. Некоторым было вообще непонятно, как мы проехали из Северобайкальска
в Усть-Баргузин. Ведь дороги туда нет. Также многим было непонятно, как мы очутились с велосипедами в бухте Змеиной.
Туда ведь дороги тоже нет. Только на катерах ездят.
Во время похода в голову часто приходили романтические песни времен 70-х. "А я еду затуманом, за туманом и за запахом тайги", "Где-то багульник на сопках цветет, кедры вонзаются
в небо", "Дорога железная, как ниточка тянется, а все, что построено, все людям останется", "Эй, Баргузин, пошевеливай вал",  "По диким степям Забайкалья", "Пре- красное далеко, не будь ко мне жестоко… я выбираю путь". А песню "Веселый ветер"  можно рекомендовать в качестве гимна велотуристам.

фото По тропе вдоль Байкала