Мои комментарии к Йога-сутре Патанжали
Дата: 25/04/2008
Тема: Статьи на тему духовного образования


Публикую мои комментарии к "Йога-сутре" Патанжали книге первой.


Я пока скажу в целом о книге, а потом буду разбирать конкретно сутры и отвечать на ваши вопросы.

Познакомился я с сутрами в 1988, когда открыли спецхраны библиотек и я тогда читал на английском "Йога: альфа и омега" Раджниша в 10 томах. В общем, книга неплохая и для начального ознакомления сойдет. Потом, в 1992 стал читать издание Woods J. "The Yoga-system of Patanjali"с комментариями Вьяса и объяснениями Мишра.

Книга написана в начале 20 века и языком, похожим на "Материализм и эмпириокритицизм" Ленина. Хотя, если поймешь смысл сутры, то стиль языка уже не очень важен. Читал и куцые комментарии Вивекананды. И вот теперь ознакомился с изданием Мишры. Хорошая книга. Приобретите.

Цель всей духовной практики - достичь Самадхи. Нирвана - это конечный этап.

Это хорошо видно на примере Иисуса и Будды. Он были примером и моделями духовного развития для всех людей. Термин Богоявление, Самадхи, Просветление - синонимы. Вознесение Иисуса есть уход в Нирвану.

Самадхи - достижение состояния Сат-Чит-Ананда или "Я и Отец - одно". Это достижение Божественной воли(всемогущества) -Сат, Всезнания, всеведения -Чит, и постоянного Блаженства (счастья). - Ананда. То есть духовное развитие человека идет по трем путям Поведение, Знание, Счастье.

О духовном знании. Человек в результате практики медитации развивает интуитивное знание. Интуиция - прямое восприятие Истины, что приводит в всеведению. То есть получение моментального ответа на любой вопрос.

Логическое знание дает представление об истине опосредовано.

О строении человека с точки зрения сутр. Во-первых, главное в человеке мое Я, Атман, Пуруша. Вечное, всезнающее и всегда счастливое. И существует личность с телами: физическим, астральным, ментальным. Есть много классификаций на эту тему, но для практического понимания достаточно и этого. Душой называют то, что выходит из тела после смерти: Дух, астральное тело, ментальное. По сути дела, это чип.

И потом входит в новое тело в момент оплодотворения. Главный конфликт в человеке на протяжении всей истории, что человек принимает личность за главное, забывая о Духе. Это является причиной несовершенства.

Задача йоги - поставить все на место.

В Нирвану входит лишь один Дух. Все тела, вся личность будет разрушена.

И еще очень важный момент. Духовная жизнь начинается с Крещенья (инициации). Это хорошо показано в фильме "Матрица". Красная таблетка, по-моему. Ученику вводится скрипт ("вирус"), который дает предсталение об истине, о царстве Божьем, то есть о цели. Без этого духовный путь невозможен. Чтоб стремиться к Высшему, человек должен попробовать, почувствовать вкус. сутра 1:20  Этим я занимаюсь уже 20 лет.

И еще, самое главное. Основа духовной практики -Медитация на Ом. сутра 1:28.

Это и есть любовь к Богу. Главная заповедь всех религий. Это главный закон эволюции всего живого. Что такое Ом, надеюсь, знаете. Это святой дух, вибрация любви, высшей красоты. Йоги называют его звуком, потому что он слышится в речи святых учителей. "Имеющий уши да слышит". Ом - это Брахма.  Ишвара - есть Бог-отец. Брахма есть дух святой. Брахма - самое сладкое, самое ценное на свете. Образно, Ишвара это ток вообще, от электростанции, Брахма - это ток в лампочке, то есть для потребителя, Ом - это свет горящей спирали. То, что мы видим.

Ну, и последне на сегодня. Духовная наука выражена санскритскими терминами. Важно понять их суть. Основных терминов примерно 200, если покопаться, можно набрать 500. Так что можете спрашивать как в данном примере терминами санскрита.

Список используемой литературы
  1. Бейли Алиса А. Свет души. /пересказ Йога-сутр Патанджали/ М. 2000
  2. Бхагават-Гита. Перевод Смирнова. Ашхабад. 1978
  3.        –«»-           перевод Прабхупада С.  1990
  4. Дхаммапада. Перевод Топорова В.Н. Спб. 1993
  5. Йогананда С. Автобиография йога. М. 1993
  6. Йогананда С. Наука религии. М.1992
  7. Мишра Р. Руководство по психологии йоги. М. 1996
  8. Методология йоги.  под ред. Антонова В.В. чч. 1 и 2 СПб. 1992
  9. Новый Завет. Разные издания
  10. Рама С. Жизнь среди Гималайских йогов. М.1995
  11. Харихарананда С. Крийя-йога. /научный процесс культуры души и сущность всех религий/ М. 1996
  12. Шивананда С. Концентрация и медитация. М.1996
  13. Шивананда С. Наука пранаямы. К. 2000
  14. Учение Бабаджи. М. 1992
  15. Юктешвар Ш. Святая наука. М.1991
  16. Woods J. Yoga – system of Patanjali. Delhi.1988

«Если вы спросите: «Нужда, горе, грех, страдание, несчастия – что это такое?» Я отвечу, что они существуют только для дживы (для индивидуального «я»). Они не задевают Брахмана. То, что есть зло для дживы, не есть зло для Брахмана, точно также, как яд в клыках змеи не есть яд для самой змеи» Рамакришна


Сутра 1.

(А) сейчас объясняется философия йоги.
А что было до этого? Рациональное познание и светская философия. Произошла революция в сознании – переход на рельсы интуитивного мышления. Рациональный язык, основанный на правилах формальной логики – язык людей, компьютера и роботов. Интуитивный язык, полученный из медитации – язык Бога, йогов, святых, пророков, ангелов, язык влюбленных, поэзии и музыки. Он более женский, детский.

В каждой сутре зашифровано огромное количество информации. Можно писать монографии, диссертации. Из «Йога-сутры» вышли все религиозные учения, в том числе Будды, Христа, Кришны.

Проследим развитие философской мысли. Иммануил Кант в своем главном труде «Критика чистого разума» вывел заключение, что рациональное познание ограничено.

Его последователь Карл Ясперс обосновал необходимость интуиции. И вот в эту цепочку встает Патанжали с утверждением интуиции как главного средства познания и путь для развития ее. Хотя он написал свой труд несколько тысяч лет назад, тем не менее именно сейчас сутры стали актуальны.

Дополнительная литература:

Кант труды, Критика чистого разума

Ясперс труды Философия в 3 т.

Логика учебник для вузов.

Психология учебник для вузов

Можете написать реферат или курсовую о сравнении рационального и интуитивного познания.

Сутра 2

Йога есть очищение души

Читта по-русски будет душа. Она покрывает Пурушу – Дух. Когда она становится чистой, то Дух начинает просвечивать через нее и сиять.

Читта – руководящая и направляющая структура в человеке. Формирует умственную, эмоциональную и волевую политику (сознание). Сознание в соответствии с гунами бывает раджас, тамас или саттва.

Ум становится спокойным, йог начинает контролировать каждую мысль и становится естественным состояние без единой мысли. Остановка ума. Пустота в буддизме.

Очищение души происходит с помощью процесса медитации – дхьяна. Любовь является составной частью дхьяны. «Возлюби Господа, твоего Бога всем сердцем твоим, всей душой твоею, всем разумом твоим».

Душа обычного человека – болото, заросшее тиной с мутной и грязной водой.  Душа йога –озеро с кристальночистой водой. Лучи солнца играют в нем, просвечивая толщу воды до дна. На дне озера лежит раковина с ценной жемчужиной. Когда луч Солнца (Бога) коснется ее, она засверкает великолепием.

Когда меня спрашивают: С чего начинается йога?  Я отвечаю – с чувства первой любви.

Чтобы в целом познакомиться с духовным процессом рекомендую изучить Бхагават гиту. Проштудируйте всю книгу, обратив внимание на следующие стихи: 12:8, 11:54-55, 18:65, 10:9-11, 10:20, 9: 22,28,29,34;  В них дается основа духовной практики – медитация.

Стих 11:54 даю в переводе Антонова В.В. «Лишь любви дано созерцать Меня в самой  сокровенной моей сути и слиться со мной».

Для любителей подробностей – напишите курсовую на тему: «Что такое читта?», обратив особое внимание на подсознание. Почитайте Фрейда.

Добро пожаловать в волшебный мир йоги! Мир, где возможно все.

Сутра 3

Когда душа очищена, Дух сияет в своем естественном состоянии

Здесь даны результаты духовного пути, достижение Самадхи. В Библии – древа жизни, вечной жизни.

Важен процесс глубокой медитации с ощущением Блаженства. Этот процесс, повторенный тысячи раз приводит к Самадхи. В новом Завете глубокая медитция – это причащение тайн, хлеб с небес, ешьте мою плоть. Иоанн 6:50, 54-56 и Иоанн 7:38 «... у того из глубины потекут реки живой воды».

Пример достижения Самадхи показан у Свами Рамы: «Мне страстно хотелось испытать состояние самадхи. Мой учитель говорил мне: «До тех пор, пока ты не приобретешь способность сидеть в одной и той же позе совершенно неподвижно в течение четырех часов, ты никогда не достигнешь самадхи».

Я много раз слышал о такой вещи, как шактипата. Шакти означает энергию, а пата означает дарение. Таким образом шактипата — это «дарение энергии, зажигание лампы».

 «Подожди! Сядь там и через минуту я дам тебе самадхи». Я сел в позу для медитации, а он подошел и коснулся моего лба. Я просидел в этой позе девять часов, и за все это время в уме у меня не возникло ни одной мирской мысли. То, что я пережил, было неописуемо. Придя в себя, я был уверен, что сейчас по-прежнему девять часов утра, так самадхи уничтожает время.

Когда он дотронулся до моего лба, то первое, что я осознал, была полная утрата страха, а также эгоизма. После этого ко мне пришло правильное понимание жизни.

Впоследствии я спросил у него: «Это было мое усилие или твое?» «Это была милость», — ответил он. Что такое милость? Люди полагают, что лишь милостью Божьей они могут достичь просветления. Но это не так. По словам моего учителя:

«Человек должен искренне сделать все, что в его силах. Когда же все его усилия окажутся напрасными и он заплачет от отчаяния, находясь в состоянии полной эмоциональной самоотдачи, тогда он достигнет экстаза. Это и есть милость Божья. Милость - это плод усилий, совершаемых с искренностью и верой». Теперь я понимаю, что шактипата применима только к тем ученикам, за плечами у которых длительный период самодисциплины, подвижничества и духовной практики. Шактипата, осуществляемая в массовом масштабе, вызывает у меня чувство недоверия. Справедливо утверждение, что, когда ученик готов, то появляется учитель и дает ему посвящение. После того как ученик с полной верой и искренностью выполнял свою садхану, учитель устраняет тончайшее препятствие. Просветление является результатом обоюдных искренних усилий учителя и ученика. Не имеет значения как это назвать. Если вы выполняли свои обязанности умело и вкладывали в это все сердце, вы пожнете плоды благословения. Милость нисходит, когда действие завершается. Шактипата — это милость Божья, нисходящая через учителя. Я всегда с нетерпением жду того момента, когда ночью смогу, оставшись один, погрузиться в медитацию и пережить это состояние. Ничто иное не может подарить такой радости, как оно.

Упражнение: примите удобную позу (например, лежа на диване через час после ужина), закройте глаза и считайте вдохи. Дыхание естественное, даже можно реже обычного, не позволяйте приходить мыслям. Если дойдете до 100, то для начала неплохо. Затем задержите дыхание (на вдохе или выдохе), и когда, почувствуете, что мышление прекратилось, начните слегка дышать и пробудьте без мышления сколько сможете. Можно использовать образ безоблачного неба. Делайте ежедневно.

Сутра 4

В другое время Пуруша(Дух) отождествляется с модификациями ума (души)

Эти термины схематично можно представить так: Пуруша(Дух) – солнце, Читта(душа) – небо, Манас(ум) – атмосфера, Вритти (модификации ума) – облака. Задача практики йоги – очистить небосвод от облаков, чтоб постоянно сияло солнце. Когда солнце закрыто люди блуждают в потемках материи.

Нет света духовного знания от Пуруши. Сознание в состоянии рабства Майи.

Мир во зле лежит. Царство мое не от мира сего. Процветает авидия – духовное невежество. Люди не знают, что хорошо делать, а что делать не следует. Сознание в гунах тамас и раджас.

Приведу цитаты из книги Асвагоша «Жизнь Будды».

...В том великая беда, что знания нет,

Обольщение затеняет их умы..

Вся мысль о внешнем лишь и вянет Дух

И люди не могут для правды проснутся...

Злополучие миру, в несведущей оно темноте..

Россия 2008 – типичный пример. См статью в газете «Аргументы и факты»№3 философ Александр Пятигорный о деморализации в России.

Дополнительная литература:

Фромм Эрих «Бегство от свободы».

Фильм Милоша Формана «Полет над гнездом кукушки»

Сутра 5

Существует 5 типов вритти, они приносят боль или наслаждение соответственно времени, месту, личности.

Люди живут вслепую, не зная смысла жизни, духовного знания, как флюгер. Ежедневно вступают в отношения с другими людьми и природой, создавая тем самым карму. Одним везет тем, что у них получается хорошая карма благодаря хорошему воспитанию, наработкам прежних жизней, политике, списыванию грехов через страдания и т.д. Но не зная духовных знаний они создают плохую карму, совершая грехи.

Этим объясняется то, что порой люди злые, а живут богато и удача сопутствует им.

Пример: люди заблудились в лесу. Хотя порой у них благоприятные условия, но в целом над ними висит угроза гибели. Необходимо спасение.

То же самое со страной и цивилизацией. Эта сутра рисует ситуации катастрофы. Когда не поступает духовное знание, Истина, то цивилизация(страна) умирает. В Новом завете слова Иисуса о днях Ноя и Лота говорят как раз об этом. Было сказано о гибели предыдущих цивилизаций. Была страна Византия. Сегодня даже названия такого на карте нет. «Я – свет миру», то есть принес духовное знание для спасения цивилизации.

Дополнительно: Фильм «Титаник».

Сутра 6

Они суть: опыт, искажение, фантазия, сон, память

Прамана – по-русски правда. Реальный опыт, основанный на фактах. То, что есть в реальной действительности.

Випарья – ложь. Чего нет в реальной действительности.

Викальпа – воображение, фантазия, галлюцинация. Ошибочное восприятие.

Нидра – сон. Перезагрузка сознания.

Смрити – память. Подсознание. База данных. Представление сознанию прошлого опыта.

Эта сутра основана на материалистической философии и психологии.
На эти темы написаны тонны литературы. Йог не отрицает данную философию и психологию, потому что она научна. Служит мощным оружием в борьбе с предрассудками, религиозным фанатизмом.

Дополнительна литература:

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.

Кант Иммануил. Труды: Критика чистого разума, Антропология, Критика способности суждения, Критика практического разума.

Лейбниц Г.В. Собрание сочинений в 4 томах.

Психология. Напишите курсовую работу на каждую из этих тем.

Сутра 7

Прамана – правда. То, что существует в реальной действительности.

Пратьякша – восприятие

Анумана – заключение

Агамах – свидетельство (подтверждение).

Эта сутра посвящена рациональному (научному) познанию. Познание пракрити (Материи).

Восприятие берет факты. Рассудок анализирует и выдает умозаключение. Потом данное заключение проверяется на практике или в эксперименте.

На этом основана повседневная жизнь человека, научная деятельность, судебная и т.д.

Например, теория относительности. Эйнштейн вывел формулу E=mc2 . Через несколько лет ученые подтвердили правильность теории.

Практика – критерий истины. Следует отметить, что правда и истина – разные вещи. Правда познает только материальный мир, Истина знает все на свете, включая Бога, Дух в человеке.

Истина – джнана познается на основе интуиции –видии, которая является следствием духовной практики. Ошибка Ленина и всех материалистов – они правду считают истиной. Игнорируют познание Духа.

Литература:

Ленин В.И. Философские тетради

Кант И. Труды

Логика
Гноселогия

Сутра 8

Ложь –то, чего нет в реальной действительности. Искажение суть представление о каком-либо предмете, не соответствующее его природе.

По большому счету Майя – то, чего нет, Дьявол (Мара) – отец лжи. Но здесь пока идет речь о рациональном познании (работе рассудка). Искажение восприятия объекта ведет к ошибочной интерпретации. Когда используются непроверенные факты, ложные показания. Рассудок – это процессор в человеке. Он обрабатывает данные и выдает результат. Также как и с правдой требуется доказательство, проверка, подтверждение. Примеры найдете в ежедневной повседневной жизни, научной и судебной практике. Пословица – «Слышал звон, да не знаю, где он».

Примеры лжи: коррупция – искажение закона; фальсификация – искажение товара, продукта; клевета, плагиат, присвоение прав чужой собственности, мошенничество, обман потребителей: обвес, обсчет, изменение информации о товаре; представление ложных сведений, подделка документов, искажение бухгалтерской информации, нецелевое использование бюджетных средств, отмывание денег.

Ложь – это яд для государства – сказал Карл Ясперс. Любая система(общество, организм, машина) существует до тех пор, пока количество лжи не превысит критическую отметку. Например, операционная система рушится, когда количество ошибок превышает определенный порог. Так гибнут цивилизации, страны, люди.

Ложь – искажение реальной действительности, авидия – непонимание реальной действительности.

Дополнительная литература:

Уголовный кодекс РФ

Кодекс административных правонарушений РФ

Логика. Учебник для вузов

Винер Н. Кибернетика

Ясперс К. Куда идет ФРГ?

Сутра 9

Викальпа – фантазия. Иллюзия суть понятие, выраженное словами, без всякой реальной основы.

Типичным примером такой фантазии является коммунизм. И еще миллионы примеров того, что числится на бумаге или существует на словах, но нет в реальной жизни. Различные махинации, приписки, пустые обещания, липовые отчеты, сделки и т.п.

Ум, не освещаемый светом духовного знания, не находящийся под руководством интуиции все время впадает в иллюзии. «Не обманывать себя человеку, не жить ему на белом свете» - сказал писатель Иван Тургенев. И эти иллюзии постоянно сопровождают человека. Чего стоят предвыборные речи кандидатов. Рисуют людям красивую жизнь.

Дополнительная литература:

Фильм «Матрица»

Гоголь Н.В. Мертвые души.

Психология. Учебник для вузов.

Сутра 10

Нидра – сон. Такое состояние души, когда отключено бодрствующее сознание и восприятие.

Можно назвать перезагрузкой по аналогии с компьютером. Процессор с памятью – это рассудок. Жесткий диск – подсознание. Видео и аудиокарта – зрительный и слуховой анализатор.

Сигналы восприятия с органов чувств не поступают: зрительные (видео), слуховые (аудио), осязания, вкуса, обоняния.

Процессор не работает, но вся информация сохраняется. Йоги связывают сон с гуной тамас.

Считаю, что сны можно разделить на 4 типа: Сон человека в гуне тамас, в гуне раджас, в саттва и сон человека, достигшего Просветления (Самадхи). К тому же каждый сон согласно современной науке делится на сон со сновидениями и без таковых. Сновидения простого человека(в гуне тамас) связаны с подсознанием, сны йогов связаны со сверхсознанием (Пурушей).

Приведу в качестве примера себя, как йога, еще не достигшего Самадхи, то есть в гуне саттва.

Благодаря ясновидению и телепатии, полученными в результате медитации у йогов стирается грань между сном и бодрствованием, между живыми и умершими. Так вот, во сне я вижу только будущее, то есть все мои сны являются откровениями. Они записаны в виде символов. У меня есть сонник и он оказался очень точным. За 20 лет большинство символов подтвердилось. Но еще я могу видеть эти символы днем наяву, а также слышать благодаря медитации. Почти каждую ночь еще бывает период медитации (ночное бдение). Например, просыпаюсь в 4 часа и бодрствую в течении двух-трех часов.

Дополнительная литература:

Физиология. Учебник для мединститутов

Психология. Учебник для вузов

Сутра 11

Смрити – память прошлого опыта

Это подсознание, по аналогии с компьютером это жесткий жиск. Здесь записан опыт жизни всех ваших воплощений. Очистить подсознание – задача не из легких. Долгие годы практики йога уходят на это. Современная психология благодаря Фрейду сейчас активно изучает подсознание.

На этой сутре заканчивается экскурс в рациональную психологию. Далее идет изложение духовной практики.

Следует заметить, что подготовка йога – это воспитание сверхчеловека. Наступающая эра Водолея ставит такую задачу. Поэтому далее я хочу обратиться к предварительной подготовке йога.

Она изложена в первых пяти стадиях йоги. Яма и нияма формируется средой воспитания и моральным опытом прошлых воплощений (речь идет о человеке еще не знакомым с философией йоги). Сутры 46-53 ll книги излагают развитие тел человека: эфирно-физического, астрального и ментального. Они должны быть совершенны, чтобы выйти на орбиту йоги, изложенной в 3 книге Патанжали.

Асана – развитие спорта, закаливание, физическая культура. Тело йога – это тело спортсмена. Недаром мудрецов Древней Греции называли гимнософистами. Все они увлекались атлетической гимнастикой, участвовали в Олимпиадах.

 Пранаяма – развитие мощной энергетики за счет астрального тела. Это эмоциональная сфера. Этой задаче служит искусство: музыка, песенная культура, кино, литература, поэзия, театр, живопись, красота природы; любовь, что формирует чувство прекрасного. Это эстетическое совершенство.

Пратьяхара – совершенство ментала. Это мощное развитие интеллекта. Йог является мудрецом, философом, ученым. Он гораздо выше по уровню развития таких гениев как Эйнштейн, Лев Толстой, которые только лишь к концу жизни обратились к восточной философии и поняли словами Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». «На лекции, за книги, за тетрадь. Врезайтесь в дебри формул и законов» – говорил советский поэт. Прав был Ленин, который сказал, что необходимо усвоить все лучшее, что выработала человеческая культура. Необходимо учиться.

Изучите Канта, Ясперса, математику, психологию. Защитите диссертацию, напишите книгу.

Дополнительная литература:

Антонов В.В. Методология йоги. Ч. 1 Спб 1992. Лекции: «Раджа-и буддхи йога – их место в эволюции» и «Законы йоги».

Ленин В.И. Речь на 3 съезде комсомола.

Сутра 12

Обуздывайте эти видоизменения упражнением и отрешенностью
абхьяса-вайрагьяабхьям тан-ниродха
абхьяса–практикой(и)
вайрагьябхьям–непривязанностью
тан-ниродха – их ограничение
Ограничение модификаций читты осуществляется посредством практики и непривязанности.
«Посредством практики концентрации, созерцания и медитации на Брахман, Пурушу, в субстанции разума (читте) постепенно проявляется всезнающая, всемогущая и вездесущая природа Пуруши; в присутствии света Пуруши, Чистого Сознания, происходит последовательное отречение от материальных характеристик субстанции разума.
Практика и отречение не стоят раздельно. Они взаимозависимы. С улучшением одного возрастает другое, и наоборот, – с ухудшением одного уменьшается и другое.»- комментарий Мишры
Любовь и свобода – так можно просто выразить эту сутру.
*   *   *
Какова природа практики и в чем состоит практика?

Сутра 13     
Упражнение есть усилие в сосредоточении
Абхьяса – духовная практика. Медитация на Брахмана есть любовь к Богу. Это главная заповедь всех религий.
«Люби Господа, твоего Бога от всего твоего сердца, всей душою твоею, всей своей силой и всем разумом твоим» - Лука 10:27
«Сосредоточь свой ум на Мне, обрати ко Мне весь свой разум. Так ты будешь пребывать во Мне вечно» - Бхагават-гита 12:8
«Вспоминайте Меня с любовью» - мурли Брахмакумарис
«Медитация на Ом» – Йога-сутра 1:28
Встреча с духовным учителем и инициация – начало практики
Достижение Самадхи – окончание ее. Это период основной практики, хотя она была и до инициации, но не носила такого систематического подхода. Также после самадхи практика и жизнь уже слиты воедино.

Сутра 14
Искренняя неослабная практика в течение длительного времени становится привычкой.
Вот уже 20 лет как я живу йогой. Посвятил развитию йоги в нашей стране всю свою жизнь. Медитативное состояние сопровождает меня почти круглые сутки.
Я был инициирован еще в прошлых жизнях, а в этой сам инициирую. Занимаюсь духовным воспитанием.

Сутра 15
Управление привязанностью к материальным объектам
На тему этой сутры написано и сказано очень много. Если сутры 13-14 посвящены раджа-йоге, то 15-16 – карма-йоге. Раджа и карма-йога как два крыла птицы несут человека к Освобождению.
Термины: отречение - саньяси, аскетизм - тапас, жертва - ягья, свобода - мокша, ретрит – изоляция(удаление) от общества
Материальные       объекты-вишайя:
Жизнь. Жертва – смерть. Удел многих святых – закончить жизнь мученической смертью. Иисус подарил жизнь ученикам, апостолы были казнены. В России поэтов, говорящих правду убивают. Так что кто встал на духовный путь должен быть готовым отдать жизнь за высшие идеалы.
Тело. Жертва – болезни, травмы. Многие учителя-йоги специально болеют, чтобы списать часть кармы своих учеников для их духовного прогресса.                                                                                     
Имя (репутация, общественное положение). Кто встает на путь отшельничества, то бросает все предыдущие связи.
Семья: жена, дети. Близкие: родители, братья, сестры, родня, друзья.
Большинство йогов не имеют материальной семьи. Духовная семья из учеников.
Дом, квартира, машина, земля – движимое и недвижимое имущество.
Йог может это иметь, а может и не иметь, в зависимости от стадии духовного развития.
Вещи, деньги, продукты. То же самое.
Работа, должность. Часто материальная работа сменяется духовным служением.
И самое необходимое: еда, одежда, отопление, освещение, связь.
Рано или поздно человек всего этого лишается.
Важное значение имеет преодоление рабской психологии. Она основана на следующих чертах: садо-мазохизм, конформизм и вандализм.
Садизм – агрессия по отношению к слабому. Мазохизм – прогибание перед сильным. Конформизм – психология толпы. Растворение себя в толпе. Быть как все, не высовываться. Вандализм – циничное отношение ко всем творческим процессам, разрушительность. Эти черты авторитарного характера необходимо преодолеть при духовном развитии путем медитации. Моисей 40 лет водил учеников по пустыне, чтобы освободить их от рабской психологии. Чехов рекомендовал выдавливать из себя раба.
Освобождение от привязанностей входит в программу карма-йоги. Здесь для каждого уровня развития свои требования. Если для одних – удовольствие, для других – смерть. Например, для меня искупаться в морозный зимний день в проруби – удовольствие, а для другого это может плохо кончится. Также двухдневный пост без еды и воды для меня благо, то для другого проблема. Или жизнь в течение недели в полном одиночестве для кого-то может закончится растройством психики. Я уж не говорю об опыте Свами Рамы, когда он прожил 11 месяцев в пещере в темноте.
«Я победил мир, Блаженны нищие духом; Не собирайте сокровища на земле, а на небесах; Кто потеряет свою душу ради меня; Отдать жизнь за друзей своих» - слова Нового завета на эту тему. «Я называю брахманом того, кто лишен привязанностей и лишен благ; кто разорвал путы и кто, действительно, не дрожит от страха, кто преодолел привязанности и отрешился от мира» - Будда сказал в Дхаммападе.
11 стратагема: «Сливовое дерево засыхает раньше персикового» созвучна этой сутре на тему ягьи – жертвованием малым(материальным) ради большего (духовного).
Из этой сутры можно выбрать два вопроса написания рефератов – «Как стать свободным?» и «Святой 21 века – как он выглядит?»
Дополнительная литература:
Рама С. Жизнь среди гималайских йогов
Бхагават гита глава 13 стих 8-12 Лекция Свами Вишнупада
Бхагават гита глава 18. Совершенство отречения
Дхаммапада.Глава о желании, о брахманах
Мень А. У врат молчания. Проповедь Будды
Фильм «Остров»
Фромм Эрих Иметь или быть
- «» -  Бегство от свободы
Жития святых
Приключения Робинзона Крузо

Сутра 16
Высшим путем к свободе является познание Духа, которое приносит победу над гунами.
Правильная духовная практика в конце концов дает развитие интуиции, которая дает правильное видение философии жизни.
«Познайте истину и она вас освободит» - слова Христа на тему этой сутры.
«Я называю брахманом того просветленного, который устранил препятствия и разорвал ремень, плеть и цепь с уздой; В ком истина и дхарма, тот счастлив и тот – брахман; Познавая уничтожение санскар, ты узнаешь несозданное; Я называю брахманом того, кто бесстрашен и свободен от привязанностей» - слова Будды.
Дополнительная литература:
Новый завет. Евангелие от Иоанна
Дхаммапада. Глава о брахманах.
Бхагават-гита гл. 18 «Совершенство отречения»
Юктешвар Шри. Святая наука

Сутра 17
Сампраджната самадхи есть такое состояние сознающего просветления, где ум перемешан с осознанием отношения (витарка) или осознанием различения (вичара) или осознанием радости(ананда) или осознанием личности (асмита).
Здесь идет речь о медитации на форме, через которую проявляется Ом. Ум медитирует на любимой форме Бога. Ум удерживает мысленный образ или объект, выбранный для медитации. Ишта-девата в раджа-йоге.

Сутра 18
Асампраджната самадхи есть такое несмешанное состояние сознающего просветления, в котором путем постоянного отречения от всякого знания ум сохраняет только прошлые впечатления.
Медитация за пределы объекта. Является логическим продолжением медитации на объект на высоких уровнях развития. Исчезает рассуждение, затем мышление, затем образ объекта. Этот процесс хорошо показал Льюис Кэрролл в «Алисе в стране чудес» на примере исчезновения Чеширского Кота. Объект исчез, свойства остались. Например, ракета выводится на орбиту. Ступени с двигателями больше не нужны, но скорость осталась.
Эти две сутры (17-18) говорят о любви к Богу. В Бхагават гите можно найти массу примеров для них. С точки зрения математики в сутре 17 йог имеет дело с конечными объектами, в 18 – с бесконечностью. Происходит расширение сознания до величин Вселенной.

Сутра 19
Мирской подход
Посвящена псевдойоге или материальной йоге. Факир добивается многих качеств, присущих настоящим йогам, но он не может достичь окончательного Освобождения. Не реализует программу Сат-Чит-Ананда. Нет безмерного счастья, всезнания, всевластия. Вследствии слаборазвитой интуиции такие йоги не понимают полного смысла Писаний.
Использование ягья (жертвоприношений), благотворительности, тапаса (аскетизма), дыхательных упражнений приближает человека к использованию духовного метода медитации на Ом.
Бхагават-гита стих4:25-33
Дополнительная литература:
Рама Свами Жизнь среди гималайских йогов. Глава «Ты совершил много краж» стр. 71.

Сутра 20 Духовный подход.
Йоги достигают Самадхи через веру, усилие, постоянное воспоминание духовного опыта, интуицию.
ТЕРМИНЫ: шраддха - доверие, вирья – энтузиазм, усилие; смрити - постоянное воспоминание духовного опыта через медитацию, самадхи – остановка ума, праджна – интуиция.
Одна из основных сутр. Раскрывает механизм истинной(живой) религии. Эти 5 терминов составляют символы веры йоги.
Здесь важна цепочка ученической преемственности. Встреча учителя и ученика, инициация. Наступающая эра Водолея даст такие цепочки и в Западной цивилизации, в том числе в России.
Суть этой сутры выражена в притче о горчичном семени Матф.13:31-35, Марк 4:26-32
Семя (зерно горчичное) – Слово божие, звук Ом
Сеятель – духовный учитель
Земля – психика ученика
Рост и созревание – процесс очищения души, духовная трансформация

О призвании учеников Матф. 4:19,22.
Примечание. О термине Самадхи. Самадхи, как и Нирвана не отвлеченные термины. Они присущи каждому человеку. Они не находятся где-то там в Индии, у Будды. Они в каждом. Просто нужно раскрыть их, для чего и предназначена раджа-йога. «Царство Божие внутри Вас»Лука17:20-21
В Самадхи можно выделить 3 стадии: микро – до секунды,  мини – результат медитации – до минут и макро – длится часами и почти постоянно, когда наступает Просветление. Нирвана характеризуется миром, гармонией, порядком. Каждый человек стремится к этому. Это заложено в каждом человеке. Программа Сат-Чит-Ананда есть в каждом человеке. Просто люди не умеют ею пользоваться. В вечной Нирване энтропия  - мера неупорядоченности системы равна 0 и бесконечное число степеней свободы.
Дополнительная литература:
Йогананда Парамаханса. Лекция «Чему может научить нас Индия».
Юктешвар Шри Святая наука.
Новый Завет. Евангелие от Матфея, Марка
Сутра 21
Успех вследствии высшей энергетики

Сутра 22
Различная скорость духовного пути
В Новом Завете Марк 4:3-20
Чтобы были понятны три последние сутры приведу аналогии. Во-первых, Самадхи – это победа. И процесс достижения победы идет аналогично как в спорте, войне и т.п. Шраддха – вера в победу, доверие к тренеру. Вирья – энтузиазм, мощная созидательная энергия. Смрити – стратегическое планирование. Самадхи - постоянные тренировки, Праджна – достижение результатов. В итоге -  олимпийское золото.
Аналогично победа в войне. Например, война 1941-45 гг. Вера в победу и доверие Сталину, Энтузиазм, огромные усилия («все для фронта, все для победы»), самадхи – бои, битвы, праджна – победы в битвах (Москва, Сталинград, Курская дуга, битва за Берлин). По этой цепочке идет процесс достижения успеха во всех серьезных делах. Покорение Эвереста, запуск первого спутника – начало космической эры, создание первого компьютера – начало компьютерной эры и т.д.
Смрити – стратегическое планирование. Наиболее удачно показан этот термин в фильме «Золото Маккены». Шериф ведет людей на основе карты индейца, которую он сжег, но она осталась в его памяти. Так и йог идет к Самадхи, сверяя свой путь с Писаниями.

Сутра 23
Ишвара пранидхана
Посвящение себя Богу
На тему этой сутры можно говорить бесконечно. Ишвара - Бог-отец, Брахман – Дух святой. Для настоящего йога Бог является отцом. И отношения как с отцом в обычной жизни. Можно пообщаться, попросить помощи. Бог является режиссером, который приготовил для тебя сценарий, по которому ты должен сыграть свою роль на земле. Сутры 20-23 раскрывают формулу успеха. Пять терминов сутры 20 являются слагаемыми успеха. Бог является координатором в этом процессе. Как бы смазка в механизме успеха. Но здесь нужен здоровый атеизм. Йогу называют атеистической религией. Учение Будды не имеет понятия Бога. Нет Бога и в теории Санхья, из которой произошла йога. Кстати, восьмеричный путь Будды взят из сутры 20. Религия должна быть научной. Никакого религиозного фанатизма. Возьму в качестве примера покорение Эвереста в одиночку. Этот процесс имеет много общего с достижением Самадхи. Так вот, верующий Moris Wilson не смог достичь вершины. Он погиб. Бог ему не помог. Не помогли молитвы и пост. А атеист Месснер достиг. Он также как и Будда освободился от религиозного чувства. «На Бога надейся, да сам не плошай» - гласит русская пословица.
Упражнение. Утром молитва Оптинских старцев.

Сутра 24
Бог есть Дух, незатронутый желанием, скорбью и кармой.
«Бог есть Дух» - Ин.4:24 Но Пуруша в человеке тоже есть Дух. См. Мой комментарий к сутре 2. Бог – солнце, пуруша – жемчужина. Пуруша скрыта грязью души, а солнце всегда чистое, оно всегда светит, даже ночью и во время затмения.
У Ясперса Бог – Трансценденция, Душа(Дух) – Экзистенция.
Дополнительная литература:
Ясперс Карл Философия в 3 т.

Сутра 25
Бог – высшее превосходство в виде всемогущества, всезнания, вездесущия.
Omniscient, omnipresent, omnipotence, utter bliss
«Будьте совершенны как Отец ваш небесный» - Мф.5:48
Бог – океан любви, океан знания, океан силы. Сат-Чит-Ананда. Йог путем самосовершенствования через духовную практику приходит к всемогуществу, всезнанию, безграничному счастью.

Сутра 26
Он является учителем всех духовных учителей, не ограниченный временем, пространством, причиной, следствием.
Солнце не ограничено ничем. Оно светит всегда в любую погоду. (мой комментарий к сутре 2). Когда грязь болота будет очищена и вода станет прозрачной, солнечный луч осветит жемчужину и она засияет. Тогда и она будет давать свет миру. «Я – свет миру» - Ин.8:12

Сутра 27
Проявление Бога через Ом
Сутры 27-28 можно назвать главными. (Древние сутры о главном).
Ом – Слово Божие, Пранава, святой дух, надам, Брахман. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...Все через Него возникло» - Ин1:1-5
Когда человек путем совершенствования поднимается на более высокую ступень развития Бог открывает ему свой лик через вибрацию Ом. Вибрация Идеала, высшей красоты, вечной любви. Ом назвали звуком, потому что он слышится в речи святых. Это излучение с точки зрения физики, умное излучение, так как несет в себе информацию. Пранава (пра-совершенно, нава-новизна) несет в себе новизну и свежесть. Надам – высочайшая музыка.
Ом – основа творческого духа, основа подлинной культуры. В Бхагават-гите – главы 10 -11.

Сутра 28
Медитация на Ом есть путь
Это основа всех религий, это главный закон эволюции видов. Эволюция живого идет через движение к совершенству. В Бхагават-гите этой сутре соответствует глава 12. В Новом завете эта сутра называется любовь к Богу. «Я есть путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, кроме как через Меня» Ин.14:6
В Дхаммападе стихи 293, 296-299. И Будда и сангха являются носителями Ом.

Сутра 29
Через медитацию на Ом йог достигает Самадхи, всезнания через развитие интуиции, всемогущества через божественное поведение, безграничного счастья через Блаженство. Достигает прекращения страданий, рождений.
«Тот, кто нашел прибежище в Будде, в Дхамме и в Сангхе, кто владеет подлинным знанием, видит четыре благородных истины» - Дхаммапада :190

Сутра 30
Препятствия познанию Духа – читта викшепас
Следует сказать, что здесь речь идет об учениках, которые уже инициированы – крещены в потоке Пранавы. В Новом завете это Марк 4:14-20. Идет борьба со своим несовершенством, атаки майи (Мары, Сатаны) пытаются сбить с ног.
Сутра 30 является как бы продолжением сутры 20. Если там шла речь об алгоритме успеха, победы, то здесь идет речь о поражении. Этот алгоритм неудач можно как и в сутре 20 рассматривать на трех уровнях: личности, общества и в раджа-йоге. Пример неудач личности – развод(неудачный брак), самоубийство и т.п. На уровне общества провалы в политике, экономике, спорте и т.д. Например, отставка правительства, проигрыш в войне (наши неудачи 1941 года), провал реформ. В раджа-йоге – это трудности, препятствия на пути к Самадхи.
Вьядхи – болезнь,слабость. Здесь идет речь о физической подготовке йога. Развитие эфирно-физического тела. Должна быть мощная энергетика. Крестить нужно сильных. «вино нужно вливать в меха новые» - Лука 5:37
Стьяна – недостаточное развитие мышления. Развитие ментального тела. Йог это прежде всего мудрец, философ. Должно быть развито научно-философское мышление. В общественной жизни это проявляется в неадекватности, непрофессионализме в работе.
Самшья – сомнение, скептицизм. Пока не сильно развита интуиция ставятся под вопрос закон кармы, реинкарнация. Непонимание духовных законов.Бх-гита 2:52
Прамада – легкомыслие. Со временем в результате практики ум становится сконцентрирован – экаграта. См Дхаммапада. Глава о серьезности.
Аласья – лень, медлительность, застой, низкая активность. Между устремлением ученика и его поступками имеется несоответствие.
Авирати – пристрастие к объектам. См. мой комментарий к сутре 15.
Дхаммапада стих 7,8.
Бхаранти-даршан – заблуждения, ошибочное восприятие. Учитель-гуру помогает ученику рассеивать мрак невежества.
Алабдха-бхумикатва – неудача в достижении желаемого результата. Неудержание медитативного состояния.
В браке угасание любви.
Анавастхитаттвани – падение из достигнутого результата. Провал, поражение. Предательство.
Епитимья – отлучение от церкви, от таинств Блаженства. Кундалини засыпает. Потеря счастья.
В фильме «Матрица» удачно показана борьба учеников с силами тьмы. Жития святых на тему этой сутры.
Дополнительная литература:
Шивананда С. Концентрация и медитация. Главы 6 – 8 Помехи в медитации.

Сутра 31
В дополнение к ним страдания (горе), тревога, нервозность, нерегулярное (хаотичное) дыхание.
Это атаки Майи, приносящие неприятности и уносящие счастье. Расстройства.
Духкха – страдание, горе. Атака на личность – боль, болезни, смерть, агрессия, обман, унижение, ограничение свободы. Атака на собственность – воровство, хищение, утрата вещей, денег, жилища, нищета. От тюрьмы да от сумы не зарекайся – сказано в русской пословице. Атака против близких – утрата близких: родителей, жены, детей. Атака на окружение – природные катаклизмы: ураган, наводнение, землетрясение, загрязнение среды обитания.
Переживание страданий, горя.
Тревога. Ожидание страдания. Беспокойство об имуществе, близких, деньгах, собственности, карьере, неуверенность в завтрашнем дне, боязнь потери работы и т.д. Печаль, уныние в недостижении желаемых результатов.
В русских выражениях: душа не на месте, играть с огнем, жить как на вулкане, быть на иголках, быть меж двух огней, камень на сердце, кошки скребут на душе, ходить по краю пропасти.
Неустойчивость тела – нервозность. Люди психуют. Выражения: вывести из себя, довести до белого каления, выбить почву из-под ног, не находить себе места, рвать и метать, метать гром и молнии, готов разорвать кого-либо, переполнить чашу терпения, достал, нашла коса на камень.
Нервозностью люди хотят избежать страдания, горя.
Нерегулярное дыхание. Происходит в аффектах, сопровождающих горе: плач, рыдание, стон, истерика, вопли, крик. Слезами горю не поможешь – русская пословица.
Йог же, благодаря концентрации, обладает невозмутимым спокойствием ума в любых ситуациях.

Сутра 32
Для их устранения практика одного объекта должна быть.
Пранава, Ом очищает ум. Медитация на Ом есть главная практика раджа-йоги.

Сутра 33
Ум обретает мир общаясь со счастливым, сочувствуя несчастному, почитая доброжелательного и избегая злого.
Сутра легкая для понимания, но трудная для исполнения. Похожа на сутру 3:24, в которой говорится, что отличительная черта йога – умение быть другом.
Майтри – дружественность, доброжелательность по отношению к тем, кто счастливы, у кого удача.
Каруна – сочувствие, сострадание к тем, кто в беде
Мудита – почитание хороших, добрых, благочестивых
Упекшана – безразличие к злым. Не возникает самскара обиды, которая у людей вызывает васану мести. «Мне отмщение, аз воздам» - говорит Господь. Закон кармы все поставит на место. Человек не должен вершить суд злостью.
Эта сутра направлена на искоренение самскары зависти, обиды и васан желания устранить конкурента и мести. Зависть – это одна из самых трудноискоренимых самскар. Каин убил Авеля, Сальери отравил Моцарта.
Люди зачастую все делают наоборот. Зависть к тем, у кого удача; радость и чувство удовлетворения, когда у кого-то беда; обида, ненависть и месть в ответ на зло.

Сутра 34
Также выдохом и задержкой дыхания можно успокоить ум
Дыхательные упражнения применяются для создания стабильности ума.
Литература: Шивананда Свами Наука пранаямы. «София» 2000

Сутра 35
Ум достигает покоя когда медитация вызывает необычные чувственные восприятия.
Главное средство для очищения души – переживание Блаженства в глубокой медитации. Это придает душе уверенность в правильности пути и рождает интуитивное знание.
«Я – хлеб, сходящий с небес...Ешьте мое тело» - в Новом завете и «Их мысль направлена на тело» - в Дхаммападе 299. Быть на седьмом небе – русское выражение.
Эта сутра похожа на сутру 3:37, которая также говорит о высоких ощущениях в медитации.

Сутра 36
Или медитацией на внутреннем свете, который ведет за пределы печали.
В глубокой медитации происходит соединение с Духом, Пурушей.
«Думай обо Мне, погрузи свое сознание в Меня» - говорит Господь в Гите.
Глубокая медитация – главное средство трансформации, преображения человека из тамаса в саттва.

Сутра 37
Или медитацией на святых, достигших бесстрастия.
Учись у святых, йогов. Читайте, изучайте их книги. Развивайте их добродетели. Большая роль отводится живому учителю. Воспитание примером – самый лучший метод воспитания. На чем вы медитируете, тем вы и становитесь. «Дела, которые я совершаю, и он совершит, и бОльшие, чем эти» - Ин.14:12

Сутра 38
Или медитацией на знании, полученном в видении или во сне.
Йог в видениях и во сне видит будущее. Знание будущего придает уверенность на духовном пути. Сон часто дает ответы на вопросы и проблемы жизни. Пример – известный сон Ломоносова о погибшем отце.

Сутра 39
Или медитацией на чем-либо, что вас привлекает.
Настоящего йога привлекает только Ом, который его постоянно сопровождает по жизни.
Хорошие яркие впечатления успокаивают ум. Ради этого люди путешествуют, ездят отдыхать, приглашают гостей, устраивают праздники и т.д.

Сутра 40
Так ум подчиняет себе все – от малого до великого
Это сутра победителя, итог сутр 30 – 39. Это всемогущество, всезнание, высшее Блаженство - omnipotence, omniscient, utter bliss. Человек приблизился к качествам Бога. В Новом завете – «Тогда дьявол оставляет его, и вот, пришли ангелы и служили Ему.» Мф 4:14
Сутра является как бы продолжением сутры 20. В аналогичных процессах – это победный май 45 года; в фильме, когда Маккена пришел в золотой каньон.
Позади годы борьбы со своим несовершенством, годы страданий и лишений, годы медитаций. Так началось победоносное шествие Христа, Будды.

Сутра 41
Когда деятельность ума обуздана, наступает просветление. Ум отражает природу зрящего, зримого, зрения, как чистый кристалл отражает цвет чего бы ни было помещенного рядом.
Йог сканирует окружающие объекты. У человека, приходящего к нему он видит его прошлое и будущее, его ауру, намерения. Считывает информацию по счету его кармы.
Пример из Нового завета – разговор с самарянкой Ин 4:17-18

Сутра 42
Савитарка самадхи – медитация с объектом
Шабда – слово, имя; артха – объект; джнана – знание об объекте: викальпа – образ объекта.
В сутрах 42 - 44 рассматриваются четыре уровня медитации, которые базируются на сутрах 17 и 18. Савитарка – на грубый(физический) объект, нирвитарка – выход за пределы его. Савичара – медитация на тонком (астральном, ментальном) объекте. Нирвичара – выход за пределы его.
Савитарка – самый распространенный вид медитации. В жизни это просто любовь. Человек влюбляется. Есть объект любви, его имя, его образ, его душа. В йоге это ишта –девата. Божественный объект медитации.

Сутра 43
Нирвитарка – медитация без объекта.
 Основана на сутре 18. Получается у ученика йога, когда подсознание очищено от материальной скверны: самскар ненависти, страха, эгоизма, от ложных идей и заблуждений.

Сутра 44
Савичара – медитация на тонких элементах.
Основана на сутре 17  и перекликается с сутрами 3:37 и 1:35
Нирвичара – выход за пределы тонких элементов. Бесконечность не ограничена временем, пространством, причиной, следствием. Выходит из сутры 18. Это очень ценное состояние, которое достигает йог в процессе духовной практики. Это вход в высшие миры.

Сутра 45
Сфера тонких элементов кончается вместе с пракрити
Здесь идет речь о строении материи(пракрити). Можно выделить четыре уровня.
Физический мир и физическое тело человека. Состоит из элементов таблицы Менделеева. Пранический(энергетический) мир и тело – из энергий и излучений.
Астральный мир и тело. Ментальный мир и ментальное тело человека. В каждом уровне можно выделить как минимум три подраздела. Например, физический мир имеет три состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. Точно также в мире энергий, астральном и ментальном телах можно выделить три состояния. Самая тонкая сфера материи называется алинга. Образно, это газ ментала.
За пределами пракрити находится сфера Духа(Пуруши).
Дополнительная литература:
Юктешвар Шри Святая наука. М. 1991
Лидбитер.  Астральный мир
Лидбитер.  Ментальный мир

Сутра 46
Все эти медитации с семенем
Восхождение к Духу идет через медитации на божественный объект. В конце концов человек достигает идеальной медитации – сосредоточения на самом Боге без привязки к конкретному объекту. Наступает подлинное Самадхи.
А пока есть объект, то остаются семена – самскары.
О самскарах и васанах как фундаментальных терминах раджа-йоги и всей психологии буду подробно говорить во второй книге. Приведу конкретный пример. Самскара в русском языке – чувство, васана – желание. Часто они связаны. Самскара – семя, васана – побег, росток из нее. Например, чувство обиды рождает желание мести; зависть,ревность – желание устранить конкурента физически или морально; ненависть – уничтожение объекта в поступке, слове, мысли; чувство удовольствия – желание сохранить объект удовольствия и т.д.

Сутра 47
Когда нирвичара – сверхмедитационное состояние достигнуто, сознание становится невозмутимым и чистым.
Невозмутимый покой в душе. Сознание преодолело активную энергию раджаса и инертную силу тамаса и прочно утвердилось в саттва.
«Достигнув высокого оплота мудрости, человек освобождается от всех печалей и страдания, и приобретает способность видеть причины страданий других людей,
также как человек на вершине горы может видеть всех тех, кто находится у подножия горы» - из комментария Р. Мишры.

Сутра 48                       
Интуиция идентична Истине
В этом свермедитационном состоянии интеллект становится исполненным истины. Восприятие теперь безошибочно точное и ум открывает только истину.
Термины: праджна – интуитивное знание, ритам – истина
Вот как Свами Рама описывает процесс интуитивного познания: « Пройдя стадию интеллектуальной гимнастики, мы обнаруживаем, что существует нечто, находящееся за пределами интеллекта. Этот момент наступает, когда интеллект становится уже не способен вести нас, и лишь интуиция может показать нам путь. Интеллект проверяет, рассчитывает, решает, принимает и отвергает все то, что происходит в сфере ума, в то время как интуиция представляет собой непрерывный поток, спонтанно берущий начало из своего источника, скрытого глубоко внутри. Этот поток возникает лишь тогда, когда ум достигает спокойствия, равновесия и самообладания. Эта чистая интуиция расширяет сознание человека так, что он приобретает ясное видение вещей. При этом происходит постижение жизни в ее единстве и изгнание  невежества. После ряда переживаний прямое постижение превращается в путеводную нить и человек начинает самопроизвольно воспринимать интуицию». Или Йогананда так пишет о своем учителе: «Располагая тексты священных писаний на безупречно чистом операционном столе своего разума, он рассекал их скальпелем высшей интуиции и вследствие этого был в состоянии выделить из позднейших напластований, вставок и ошибочных заключений учеников, последователей и переписчиков те истины, которые были сформулированы пророками».
Термин Интуиция в материалах Википедии.
Интуицию можно назвать языком сверхчеловека, языком Бога. Так как его трудно выразить рациональным языком, поэтому для перевода истин на повседневный язык используется мышление по аналогии. Все эзотерические истины Библии выражены аналогиями. Иисус говорил притчами. Мифы, сказки в большинстве случаев запечатлели в себе духовные истины.
Трудно достичь интуитивного знания, еще труднее его передать другим. Его нужно понимать. А чтобы понимать нужно достичь высоких стадий духовного развития.
Существует проблема проверки этого знания. Здесь выделяют три метода:
  1. Свидетельство компетентного лица. То есть духовных учителей на высоких стадиях развития.
  2.  Путем умозаключений. Доверие на основе опыта. Например, ученики доверяли Христу на основе его дел.
  3. Личное понимание посредством практики медитации. Это самое главное. Но чтобы интуиция стала нормой жизни человек должен стать сыном Божьим.
Существует также проверка опытом, практикой. Например, предсказаний, откровенний. Сны сбываются.
Когда в вас укоренится процесс интуитивного познания вы увидите, что все писания говорят об одном и том же, но выражены разными словами. Учение Христа идентично учению Будды и Кришны. Существует только одна истина – Истина Духа.
Бхагават-гита 5:16 «Когда человека озаряет знание, разрушающее неведение, оно открывает ему все, подобно тому, как днем все освещается солнцем».
Литература:
Шри Юктешвар. Святая наука. М. 1991
Свами Рама. Жизнь среди гималайских йогов. М. 1995

Сутра 49
Рациональное познание, основанное на законах формальной логики отлично от интуиции, которая есть сама Истина.
Интуиция дает непосредственное (прямое) знание предметов и их значения во всей полноте.
То, что рациональное познание ограничено сделал вывод Иммануил Кант в своем главном труде «Критика чистого разума». «Каковы вещи в себе (безотносительно к представлениям, через которые они воздействуют на нас), это целиком находится за пределами нашего познания».
Интуитивное знание есть прямое видение Реальности. Сварупа – термин, обозначающий кантовскую вещь в себе, Реальность. Оно находится за пределами чувственного восприятия. О рациональном познании было сказано в сутре 7. Оно основано на законах логики. «Наше знание о существовании вещей простирается настолько, насколько простирается восприятие и его результат согласно эмпирическим законам» - сказал И. Кант в «Критике чистого разума».
Интуитивное знание не имеет ни пространства, ни времени, ни причины, ни следствия. Почему любое рождение есть зло? Потому что рождение помещает Дух в мир форм, где есть причина и следствие, то есть возникает карма. Когда возникает карма, то появляется и страдание. Бог же согласно сутре 24 находится за пределами причин и следствий, то есть кармы, за пределами санскар и васан. Следовательно, чтобы человек приобрел интуитивное познание в качестве основополагающего он должен освободиться от кармы, самскар и васан, которые ввергают его в мир форм. Говоря популярно списать все грехи и уничтожить причины грехов.
Литература:
И. Кант. Критика чистого разума.
Логика. Например, Ивин А.А. Логика. учебник для вузов. М. 2002
Общая психология Например, Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии Спб. 2000


       Сутра 50
Рожденные из Самадхи самскары подавляют все другие самскары
«Опыт, рожденный из высшего состояния – самадхи, благодаря интуитивному знанию, осуществляет изменение личности Эти личностные изменения останавливают все другие старые привычки, опыты и впечатления, ведущие к более низким состояниям. Впечатления, полученные в Самадхи, преграждают путь всем другим впечатлениям» - комментарий Р. Мишры.
Можно сказать, что с точки зрения физиологии и психологии, образуется духовная доминанта (праджнакрита), которая намного превосходит самскары эгоизма, враждебности, страха, заблуждения и жажды чувственных объектов. Она вытесняет их. Заблуждения рассеиваются познанием тайны смысла жизни и устройства мира и человека, Блаженство и духовное счастье намного выше желания чувственных объектов, все мелкое и низкое, которое   досталось человеку в результате эволюции от более низких форм существования отмирает.  Человек становится сверхчеловеком.
Когда низшие самскары вытеснены, то не рождается из них васан, которые раньше вели человека на борьбу за существование в этом мире. В душе устанавливается глубокий покой и удовлетворение. Дух (Пуруша) начинает сиять во всей своей полноте.       

Сутра 51
Устранение даже духовных санскар прекращает появление вообще каких -либо  васан есть вход в Нирвану

Это есть абсолютная свобода. «Я иду к Отцу» - так выразил Иисус значение этой сутры. Это есть Пасха – избавление. Праздник торжества Духа.
Угасло желание существования в мире форм: физическом, астральном и ментальном мирах. Колесо сансары остановлено.
Бхагават-гита 14:2 «Утвердившись в этом знании, человек достигает трансцендентальной природы, подобно Моей собственной, и тогда он уже не рождается во время творения, и уничтожение не затрагивает его». Достижение вечной жизни в Боге.
Дхамма-пада - глава о Брахманах, стих 423: «Я называю брахманом того, кто знает свое прежнее существование и видит небо и преисподнюю; кто, будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождений; кто совершил все, что возможно совершить.»

                                                                                                                                                                                                                                                                         


Заключение по 1 книге
Патанжали дает философское обоснование духовной практики, цели и задачи йоги. Вторая и третья книги дадут нам практические методы для достижения этих целей.
Цель йоги – достичь состояния Самадхи, которое неразрывно связано с развитием интуитивного познания. «Познайте Истину и она сделает вас свободными...Ищите прежде всего царства Божия» - говорил Иисус.
Задача йоги – очистить душу-читту от санскар, чтобы не было всходов - васан (желаний), которые обусловливают очередное рождение. Главным средством очищения является медитация на Ом – Слово, как проявление Бога человеку.
Интуитивный язык – язык Бога отличается от рационального и большинство людей его не понимают. Чтобы понять Истину нужно соответствующее духовное развитие.
Многие спросят, а зачем нужно духовное развитие, быть святым. Дело в том, что только духовное развитие дает человеку подлинное счастье и свободу.






Это статья The Spiritual Center of Fyodor Safonov
http://fyodors.ru

URL этой статьи:
http://fyodors.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=16